Воспитание

Программа воспитания

​УТВЕРЖДЕННАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ С ПЛАНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД


ПРОГРАММА ВОСПТАНИЯ МАОУ ЛИЦЕЙ №180

Особенности организуемого в школе воспитательного процесса

Модель воспитательной системы лицея «Лицей – пространство возможностей для всех и для каждого» основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности и активном взаимодействии лицея с другими образовательными, научными и культурными учреждениями, общественными организациями и др. Система включает в себя отдельные взаимосвязанные программы и проекты, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса. Основные виды деятельности, которыми руководствуются дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения учащихся и педагогов.

Первым директором школы № 180, Аркадием Тихоновичем Калининым, были заложены традиции и основы необычной для своего времени воспитательной системы. Школа создавалась, чтобы вобрать в себя передовые педагогические технологии, эксперименты сочетания учебной и практической деятельности на базе высших учебных заведений, проведение профориентации на предприятиях шефов школы. Основными направлениями для углубления были выбраны предметы: математика, физика. А также изучение курса радиоэлектроники с выполнением практических заданий, прохождение практики на заводе НИТЕЛ. По окончании курса учащиеся сдавали экзамен, по итогам которого присваивался квалификационный разряд и выдавалось подтверждающее удостоверение. Наравне с учебной деятельностью уделялось внимание военно-патриотическому воспитанию. Юнармейские отряды участвовали в военно-спортивных играх «Зарница» и «Орленок» районного и городского масштаба. Были победителями, занимали призовые места, чему предшествовала большая подготовка по стрельбе, разборке и сборке автомата Калашникова, физическая и строевая тренировки. Также знания теоретического материала об оказании первой помощи, ориентировании на местности и поведение в экстремальных ситуациях. Связь поколений, уважение к героизму военному и трудовому своих родных, а также конкретных людей с их судьбами ми подвигами, которые они совершили, средствами музейной педагогики формируют у школьников гражданственность и патриотизм. Усиление интереса к истории родного края. Это привело к созданию Музея боевой славы. Не случайно были организованы хоровые коллективы для разных возрастов. Хор даёт человеку ощущение счастья. Влияние музыки и пения на человека, при правильно подобранном репертуаре, выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих благотворное влияние на человека. Хор учит познавать себя и чувствовать окружающих.

В настоящее время, процесс воспитания в лицее основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;

- педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

Цель и задачи воспитания

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;

- трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;

- опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;

- опыт природоохранных дел;

- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;

- опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;

- опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;

- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;

- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;

- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  2. реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  3. вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  4. использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  5. инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  6. поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  7. организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  8. организовывать профориентационную работу со школьниками;
  9. организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
  10. развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  11. организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Виды, формы и содержание деятельности

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Ключевые общешкольные дела

​Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела,которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы:

  • Традиционные очные культ-массовые мероприятия.
    • Линейка, посвященная дню знаний
    • День учителя
    • Концерт для родителей ко Дню матери
    • «День Неизвестного Солдата»
    • Ярмарка инновационных мест «Твой выбор – твои возможности»
    • Конкурс «Мистер лицея»
    • Квест «Загадки Вселенной»
    • Спортивно-Развлекательная игра посвященная Дню Семьи «Крепкая Семья – Могучая Россия»
    • Итоговая конференция. Отчет по работе совета старшеклассников
    • Последний звонок 2021
    • Подведение итогов года
  • Творческие конкурсы, направленные на развитие художественных навыков
    • Выставка рисунков «Внимание, дорога!»
    • Международный день распространения грамотности
    • Акция «Неделя защиты животных»: Конкурс рисунков «Животные Красной книги»
    • Выставка поделок из природного материала «Подарки матушки природы»
    • Участие в районной выставке изобразительного творчества «Мир глазами детей»
    • Участие в акции «Новогодние окна»
    • Конкурс агитационных плакатов «День борьбы со СПИДом»
  • Участие в олимпиадном движении – на всех уровнях и во всех
    типах олимпиад в течение всего учебного года (ВСОШ, межрегиональные
    олимпиады ВУЗов, городские олимпиады и др). Обеспечение подготовки,
    массового участия и высоких результатов учащихся 7-11 классов.
  • Социальные проекты. В нашем лицее имеется специальная организация «Горящие сердца», которая занимается волонтерской деятельностью.
  • Акция «Бук-кроссинг». В лицее установлены специальные книжные полки, на которых стоят книги, где ребята могут обмениваться разными книгами.
  • Комплекс мероприятий, посвященный различным предметам и метапредметным дисциплинам: «Дни научных знаний»

Классное руководство

Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями 

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе. 
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения. 
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса. 
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. 

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом. 
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить. 
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи. 
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; 
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Школьный урок

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 
  • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; 
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;  
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;   
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Курсы внеурочной деятельности

​Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: 

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; 

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. 

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов (Примечание: приведенный ниже перечень видов деятельности носит примерный характер. Если школа использует в воспитании потенциал курсов внеурочной деятельности, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо оставить только те виды деятельности, которые организуются в данной образовательной организации, а также перечислить реализуемые в их рамках конкретные курсы внеурочной деятельности).

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным  проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.

Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. 

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. 

Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.  

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 

Работа с родителями

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На групповом уровне: 

  • Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения;
  • родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;  
  • родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.   

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  • участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  • индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

​Самоуправление

Поддержка детского самоуправления в лицее помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а лицеистам предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Детское самоуправление в лицее осуществляется через:

- работу постоянно действующего подросткового актива – Совета старшеклассников «Альянс», придумывающего и организующего проведение личностно значимых для лицеистов событий (День знаний, день учителя, празднование Нового Года, посвящение в лицеисты, последний звонок, праздник «9 мая», литературная гостиная, день космонавтики, день матери, творческие ярмарки, конкурс мистер лицей);

- работа школы лидера;

- деятельность выборных представителей классов, призванных координировать работу класса с работой общешкольного органа самоуправления Совета старшеклассников и классных руководителей;

- организацию и помощь в подготовке и проведении общелицейских праздников и мероприятий;

- тематическое оформление фойе лицея, рекреаций и классных кабинетов в соответствии с планом мероприятий, проводимых в лицее и вклассах;

- совместную с детьми разработку, создание и популяризацию особой школьной символики (флаг лицея, гимн лицея, логотип, элементы общей школьной формы), что помогает формированию школьной идентичности у детей, способствует развитию чувства гордости за свой лицей;

- проверка школьной формы и соблюдение устава лицея.

На уровне школы:

  • через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
  • через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  • через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
  • через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
  • через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. 

На уровне классов:

  • через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
  • через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами);
  • через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

Профориентация

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
1. Реализацию программы тьюторского сопровождения.
2. Совместное с педагогом изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, участие в федеральном проекте «Билет в будущее».
3. Ярмарка учебных мест «Твой выбор – твои возможности» для 9-11 классов, заключающаяся в подготовке каждым из классов презентации самых крупных ВУЗов нашего города
4. Индивидуальные консультации психолога для лицеистов
5. Просмотр видеороликов «один день из жизни…» на платформе youtube, с последующим анализом и сравнением профессий обозначенных в видео

6. Активное участие в разных программах дополнительного образования, для расширения спектра возможных занятий помимо школьных предметов и выбора профессии исходя из компетенций, полученных на этих занятиях​

Детские общественные объединения

Программа предусматривает развитие системы детских общественных

объединений (далее-ДОО) как инновационных субъектов воспитания. Действующее на базе лицея детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

- Приобретение личного опыта демократических отношений и формы его осознания

- Совместную и самостоятельную деятельность лицеистов, которая обеспечивает необходимую динамику событийных, сотруднических отношений в детской среде.

- Взаимодействие детей (разного возраста) и взрослого профессионала в конкретной образовательной деятельности с четко выраженной ее профессиональной, социальной и личностно-индивидуальной направленностью. Деловое демократичное сотрудничество со взрослыми.

- Процесс адаптации детей к условиям социального окружения и активного практического включения подростков в реальную жизнь общества и государства.

- Утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения.

- Систему самоуправления в детском общественном объединении (выборные, представительные, назначаемые педагогом органы самоуправления, основные поручения членов объединения, временные советы по организации КТД, инициативные центры).

- Участие членов объединения в жизнедеятельности лицея (разработка учебных проектов, шефство над младшими, организация конкурсов и олимпиад, проявление инициатив).

- Формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в лицее.

- Поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении. Реализуется посредством введения особой символики детского объединения. Типология ДОО в лицее представлена объединениями на базе класса, кружка, основных учебных дисциплин, общественно-полезной и социально значимой деятельности, разработки и реализации проектов социальной, образовательной, культурологической направленности (временные детские объединения). Специфика объединений на базе основных учебных дисциплин связана с тем, что они объединяют учащихся, проявивших индивидуальный интерес к определенной области человеческого знания, профессиональной деятельности; как правило, руководителями таких объединений становятся учителя-предметники. Цель этих объединений связана с поиском и развитием детской одаренности и включает решение таких задач как:

- зафиксировать проявившийся у учащихся интерес через закрепление в новых видах деятельности (познавательной, практической, проектноисследовательской, коллективной и индивидуальной), полученных в учебной работе знаний, универсальных учебных действий;

- помочь овладеть учащимся комплексом предпрофессиональных навыков;

- внести новое в преподавание учебного предмета.

К числу таких объединений относятся «Вертикаль», «Почемучки». На базе общественно-полезной и социально-значимой деятельности лицея созданы Совет старшеклассников «Альянс», отряд юных инспекторов дорожного движения «Перекресток», отряд дружины юных пожарных «NEXT».

Таким образом, происходит включение каждого ребенка в научнопознавательную деятельность в составе детских объединений в специально

организованной инновационной педагогической среде.

Школьные медиа

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; 
  • школьная газета для старшеклассников, на страницах которой ими размещаются материалы о вузах, колледжах и востребованных рабочих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам; организуются конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и научно-популярных статей; проводятся круглые столы с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем;
  • школьный медиацентр "Лицей Медиа" – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
  • школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;   
  • школьная киностудия, в рамках которой создаются ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, патриотическое просвещение аудитории;
  • участие школьников в региональных или всероссийских конкурсах школьных медиа.

Экскурсии, экспедиции, походы

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях.  На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, в технопарк, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);
  • литературные, исторические, биологические экспедиции, организуемые учителями и родителями школьников в другие города или села для углубленного изучения биографий проживавших здесь российских поэтов и писателей, произошедших здесь исторических событий, имеющихся здесь природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны; 
  • поисковые экспедиции – вахты памяти, организуемые школьным поисковым отрядом к местам боев Великой отечественной войны для поиска и захоронения останков погибших советских воинов;
  • многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой). 
  • турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию, конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету;
  • летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе, закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски, ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).

Организация предметно-эстетической среды

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как (Примечание: приведенный ниже перечень форм работы со средой носит примерный характер. Если в организации процесса воспитания используется потенциал предметно-эстетической среды, то в данном модуле Программы необходимо описать формы работы, которые используются в данной школе)

  • оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;
  • размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
  • озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; 
  • создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие;
  • благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми;
  • размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными школьниками несложных и безопасных технических экспериментов;
  • событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); 
  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;
  • регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); 
  • акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

Основные направления самоанализа воспитательной работы

Анализ организуемого в школе воспитательного процесса проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Анализ осуществляется ежегодно силами экспертов самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в лицее воспитательного процесса являются следующие: 18 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников (какова динамика личностного развития школьников каждого класса; какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать?) 2. Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности; стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для школьников детско-взрослых общностей; доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них доверительные отношения со школьниками; являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми?). 3. Управление воспитательным процессом в образовательной организации (имеют ли педагоги чёткое представление о нормативнометодических документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности; создаются ли школьной администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере воспитания; поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со школьниками?) 4. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной организации (в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых для организации воспитательного процесса, особенно нуждается школа – с учётом ее реальных возможностей; какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно; какие нуждаются в обновлении?) Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.​

Модель воспитательной системы

До 31 июля  2021 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в МАОУ лицей №180 будет разработана и принята программа воспитания

С примерной программой воспитания, а также нормативными документами по ее внедрению можно ознакомиться  на сайте Института стратегии развития образования РАО

Модель воспитательной системы "Лицей -
пространство возможностей для всех и для каждого"

Модель воспитательной системы лицея «Лицей – пространство возможностей для всех и для каждого» основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности и активном взаимодействии лицея с другими образовательными, научными и культурными учреждениями, общественными организациями и др.

Целью воспитательной работы является формирование корпоративной культуры, задающей ценности и нормы поведения всем представителям лицейского сообщества.

Система включает в себя отдельные взаимосвязанные программы и проекты, посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса. Основные виды деятельности, которыми руководствуются дети и взрослые, направлены на актуализацию и поддержку самовыражения учащихся и педагогов.

Организация воспитательного процесса в школе основывается на коллективной творческой деятельности педагогов и учащихся, включающей широкую сеть кружков, клубов, секций, совета старшеклассников и пресс-центра. Сюда же относятся накопленные опыт и традиции в формировании потребности у лицеистов здорового образа жизни. ​


Цели и задачи стратегии воспитания

На основе исследования социального заказа была сформирована цель стратегии.

Цель: Создание условия для достижения ситуации успеха всех субъектов образования через организацию системообразующей деятельности в различных направлениях

На основе исследований определены социально-педагогические задачи воспитания

 Задачи:

  • Организовать систему взаимодействия с социальными партнерами;
  • Способствовать развитию основных параметров личностного роста лицеиста (по Степанову);
  • Формировать целостную коммуникативную среду, т.е. пространство продуктивного общения и взаимодействия, объединяющую субъектов образования в ученическом самоуправлении, детском общественном движении, общешкольном родительском комитете, предметных кафедрах лицея;
  • Разработать систему стимулирования и диссеминации достижений каждого субъекта образования лицея в разнообразных формах ;
  • Организовать систему дополнительного образования как одно из условий развития интересов, склонностей, способностей воспитанников.
  • Обеспечить безопасную среду лицея для сохранения и укрепления  здоровья всех субъектов образования, формирование осознанного  и ответственного отношения к своему здоровью
  • Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение обучаюшихся  находящихся в трудной жизненной ситуации.​


​Анализ воспитательной работы за 2019-2020 учебный год.​

​План реализации программы воспитания и социализации обучающихся

​План работы по профилактике экстремизма 



Дополнительное образование

Уважаемые родители и лицеисты! Предлагаем Вам заполнить небольшие анкеты по дополнительному образованию.

для родителей: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScWBev8do...

для детей: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdMJ6gNik...


Дополнительное образование в лицее организовано по 6 направленностям (в соответствии с лицензией):


​НаправленностьНазвание кружка, секции
​Художественная
​​Хоровой коллектив мальчиков и юношей «Созвездие»

Хоровой коллектив девушек «Мелодия»

Театральная студия «Овация»

Клавишный синтезатор

Волшебная кисточка

Разбуди в себе художника

Волшебный мир искусства

Вокально-инструментальный ансамбль "Акцент
​Социально - гуманитарное
Школа лидера
​Физкультурно - оздоровительнаяШахматы

Флорбол

Регби

Каратэ

Мини-футбол

Волейбол

​Техническая 3D моделирование и прототипирование

Робототехника

Мультипликация

Мультимедийная студия "Лицей медиа"

Программирование

​Естественно - научнаяЛаборатория естествознания

Радикал

Подготовка к олимпиаде

Астрофизика

Очно-заочная школа по математике

​Туристско-краеведческое​Поиск

Туристско-краеведческое объединение


Дополнительное образование


Программы дополнительного образования
Интеллект - школа

Профессионально - общественная экспертиза программы "ИНТЕЛЛЕКТ-ШКОЛА"


Дивеево

Дивеево


Традиции лицея

​За тридцать лет в лицее сформированы многие добрые традиции. И они не являются просто повторением какого-либо хорошего мероприятия, каждый новый год вносит свои коррективы в традиционное дело, к нему готовятся заранее и ждут, как праздника и старшие, и младшие дети. Любое традиционное мероприятие, проведенное в старшей школе, находит отклик и резонанс в младшей и средней, ведь часто в лицее обучаются братья и сестры. Каждый новый учебный год – это новый Марафон интересных коллективных творческих дел.


Туристический слет "Линда-2013"

Конкурс видеороликов


Годовой круг лицейских праздников и традиций 2020-2021 года:

Сентябрь

- День знаний.

Октябрь

- День учителя.
- 3-й лицейский конкурс социальных видеороликов

Ноябрь

- Веревочный курс

Декабрь

- Новогодние представления для лицеистов 1-4 классов
- Концерт "Звездопад талантов 2020"

- Новогоднее СТАР-шоу

Январь

- Сборы актива 2021
- Выставка технического творчества «Творчество юных – любимому городу»

Февраль

- Смотры строя и песни в 5-11 классах
- Мистер-лицея 2021

Март

- Литературно-театральный конкурс «Любовью дорожить умейте»

- Мисс лицея 2021

Апрель

- Выездная лагерная смена «Весенняя Интеллект-школа 2021»

Май

- День Победы. Встреча друзей Музея боевой славы
- Торжественная церемония подведения итогов года «Гордость лицея»
- Последний звонок

Июнь

- Лицейский лагерь «Солнечный»
- Лицейский лагерь труда и отдыха «Юность»
- Лицейский лагерь «Летняя Интеллект-школа 2014»

Марафон интересных дел дополняется рядом мероприятий из цикла «В гостях у класса».


Планы на будущий год:

  • активное включение всех субъектов образования в воспитательный процесс;
  • поддержка и пропаганда деятельности органов ученического самоуправления - совета старшеклассников, совета НОУ;
  • проведение семейного фестиваля искусств «Лицейская весна»;
  • проведение лицейского чемпионата по «Что? Где? Когда?».​

Марафон интересных дел


Кодекс чести лицеиста

Принят общим голосованием на Конференции лицеистов 19.10.2009

  • Достойно учиться и работать, готовить себя к служению Отечеству, знать и уважать Герб, Флаг и Гимн России.
  • Вести себя достойно в любой ситуации, уважая честь и достоинство каждого.
  • Полностью использовать время, предназначенное для обучения.
  • Прилежно работать над углублением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в лицее, активно участвовать в выбранных внеклассных и дополнительных занятиях.
  • Действовать всегда на благо лицея, заботиться о его чести и поддержании традиций лицея, его авторитета.
  • Достойно и культурно вести себя в лицее и за его пределами.
  • Проявлять уважение к учителям и другим работникам лицея, подчиняться указаниям и распоряжениям директора лицея, педагогического совета, учителей, а также решениям лицейского самоуправления, споры решать только на принципах, определенных уставом лицея.
  • Придерживаться правил общежития:
    • проявлять уважение к взрослым и коллегам;
    • активно бороться с проявлениями грубости и вульгарности;
    • уважать свободу и достоинство личности;
    • исправлять причиненный собой вред.
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей.

Если нарушу свое обещание, готов получить взыскание, предусмотренное Уставом Лицея

Совет старшеклассников "Альянс"

Отчет по работе Совета старшеклассников за 2019-2020 Otchet_SOVET.docx

​Устав Совета старшеклассников "Альянс"


​В 2019-2020 учебном году в лицее продолжается работа по развитию ученического самоуправления.

Совет старшеклассников– орган ученического самоуправления – создаётся в лицее с целью организации деятельности ученического коллектива, обеспечивающего развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений.

Всего в совет входят 15 человек, избираемых в начале учебного года тайным голосованием из числа учеников 9-11 классов.

Совет старшеклассников лицея № 180 становился победителем в двух номинациях городского конкурса Моделей ученического самоуправления (проект "Лицейское телевидение" и программа обучения актива ученического самоуправления "Лидерский перекресток"), финалистом в двух номинациях областного конкурса Моделей ученического самоуправления (проект "Лицейское телевидения" и программа лагеря актива "Вертикаль"), победителем в двух номинация 1го Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления.

Делегация совета старшеклассников приняла участие в смене "Фестиваль добрых дел", проходившей во Всероссийском детском центре "Орленок". По итогам смены лицеисты, принимавшие в ней участие, получили сертификаты Мастера добрых дел.

В совете старшеклассников работает 4 отдела:

1. отдел по связям с общественностью (пресс-центр, лицейское кабельное телевидение, лицейская газета «Экспресс-180», работа с общественными организациями),
2. технический отдел (радиосвязь, музыкальное оформление, фотокорреспонденты),
3. культурно-массовый отдел(КТД, спортивные игры, соревнования),
4. социально-педагогический отдел (помощь детским домам, ветеранам, инвалидам, работа с ДТКО «Вертикаль», Музеем боевой славы, кураторы игры-путешествия 1-4 классов).

Совет старшеклассников является организатором традиционных лицейских КТД.

Штаб совета старшеклассников: г. Нижний Новгород, пр-т Ленина, 45/5, МОУ лицей № 180, Комната детских инициатив

ДОО "Вертикаль"

Отчет за 2019-2020 Otchet_VERTIKAL.docx

​Устав детского объединения "Вертикаль"


Детское объединение «Вертикаль» является действующим общественным объединением обучающихся 5-11 классов Учреждения, создано в сентябре 2005 года. 19 ноября 2005 г. первые 20 участников детского объединения получили знаки отличия ДТКО – зеленые галстуки.

Цель работы детского объединения - создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.

Реализация программы работы детского объединения происходит поэтапно, в рамках плана воспитательной работы лицея. С сентября по май проходятся тематические этапы «Здравствуй, друг» (сентябрь), «Время выбрало нас» (октябрь-ноябрь), «Творческое Я» (декабрь-январь), «Мы – молодые граждане России» (февраль –март), «Я пришел изменить мир» (апрель-май).

Работа детского объединения была разбита на блоки, в которых нашли отражение программы СПО-ФДО.

Блок «Лидер»

  • система тренинговых занятий
  • «Верёвочный курс» (особый элемент программы, направленный на формирование коллектива, преодоление личных комплексов каждого участника)
  • упражнения в малых группах на взаимодействие, сотрудничество, принятие коллективных решений
  • занятия по конфликтологии
  • диагностика лидерских качеств
  • сюжетно-ролевые игры.

Журналистский блок «Свой голос»

  • программа обучения юных журналистов основам журналистики
  • участие в работе лицейской газеты «Экспресс-180»
  • участие в работе Лицейского кабельного телевидения

Творческий блок «Артиада"

  • реализация творческого потенциала подростка
  • проведение творческих мероприятий по различным жанрам.

Туристско-краеведческий блок «Вертикаль»

  • обучение подростков основам туризма (ориентирование, разведение костров, общая безопасность, организация бивака и т.д.)
  • закрепление полученных навыков во время туристического слёта, походов выходного дня

Военно-патриотический блок «Айвенго»

  • занятия по военной истории России
  • обучение ребят элементам военно-прикладных видам спорта
  • работа в Музее боевой славы
  • работа отряда юных инспекторов движения «Перекресток».

Спортивный блок «Олимпийские резервы»

  • проведение спортивных мероприятий на свежем воздухе с целью оздоровления детей
  • повышение уровня спортивной подготовки.

В 2006 году ДО "Вертикаль" награждено дипломом ДТЮ им. В.П. Чкалова "За новаторский подход в деятельности детского объединения".

В 2009 году детское объединение "Вертикаль" стало победителем районного смотра-конкурса детских объединений, награжденопочетной грамотой за активное участие в городском мега-проекте "Мы вместе" и районной программе "Возрождение", заняло 3-е место в городском смотре детских объединений и организацийпосвященном 100-летию детского движения в России.




ДОО "Вертикаль"


Хоровые коллективы

Хоровой коллектив "МЕЛОДИЯ"



Хоровой коллектив девушек "​МЕЛОДИЯ" существует с  1996 года. За время существования коллектив стал признанными лидером среди девичьих хоров. Неоднократно хор становился победителем районных, городских и Всероссийских смотров, конкурсов и фестивалей. В своей работе руководитель хора - Марьяна Шаухатьевна Юськаева, педагог высшей квалификационной категории - большую роль отводит репертуару хора. Это лучшие произведения русской и зарубежной классики, народная песня, современная классическая музыка. Особенностью хоров девочек является удивительно чистое, светлое звучание, что постоянно отмечают члены жюри конкурсов и фестивалей. 

​​Мониторинг участия лицеистов в системе дополнительного образования по программе «Хор девочек»​



​​Хор мальчиков и юношей "Созвездие"

​Хоровой коллектив мальчиков и юношей "​СОЗВЕДИЕ" существует с  1982 года. За  это время сотни мальчишек смогли пройти школу пения и почувствовать себя настоящими звёздами. Много лет подряд хор остаётся лучшим в районе и городе. Руководитель коллектива - Людмила Дмитриевна Дубровина, Почетный работник общего образования, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.​


>>> Сайт хорового коллектива "Созвездие"

Хор мальчиков и юношей "Созвездие"


Музей боевой славы

Музей боевой славы 30/55 гвардейской шестиорденоносной Иркутско-Пинской дивизии. Является  особым воспитательным центром. Открыт в 1985 году. Музей сотрудничает с редакцией центральной газеты Министерства обороны «Красная звезда», Центральным конструкторским бюро «Лазурит», районным и городским Советом ветеранов, моряками-подводниками с АПЛ К-19. Музей остается неизменными победителем районных и городских конкурсов экскурсоводов и новых экспозиций. На базе лицея действует объединение "Поиск". Находится музей на 1 этаже, рядом с библиотекой.


Музей боевой славы


Лагеря актива

Лицейские лагеря актива "Лидер" и "Вертикаль"

Цель лагерей - создать воспитательное пространство, организованное для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.

С 2007 года педагогами и советом старшеклассников лицея был проведен ряд профильных смен.

В 2007-2008 году проведена смена "Будущее России" (лидерский профиль)

В 2008-2009 учебном году были проведены 2 смены - «Будущее России-2» (лидерский профиль) и «Четыре стихии или Неизвестная цивилизация» (большая ролевая игра, журналистский профиль).

В 2009-2010 году проведена смена «Юный турист России» (туристско-краеведческий профиль)

В весенние каникулы 2009-2010 года была проведена выездная смена  на базе ДОЛ "Лесная сказка" (Кстовский район) «Тайна Огненный цветка» (большая ролевая игра, лидерский профиль).

С 2010 по 2012 годы проведено 4 лицейских смены лагеря актива "Лидер"

В 2009 году программа обучения актива лагеря "Вертикаль" стала победителем 1го Всероссийского дистанционного конкурса ученического самоуправления.

Лицейские лагеря актива "Лидер" и "Вертикаль"


Почемучки

​Отчет за 2019-2020 год

​Устав детского объединения "Почемучки"

Детское объединение «Почемучки» является добровольное, самоуправляемое объединение учащихся с 7 до 10-летнего возраста МАОУ лицей №180, объединяющихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социального становления членов объединения.

Девиз объединения: "Всё нам интересно. Многого не знаем. Зовёмся «Почемучки» В огромной мир шагаем."

Цель объединения-создание воспитательного пространства, организованного для включения обучающихся с 7 до 10-летнего возраста в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
Для достижения цели ДО ставит перед собой следующие задачи:
-способствовать нравственному и духовному становлению детей;
-формировать социальный опыт детей;
-осуществлять взаимодействие с государственными и другими социальными институтами общества;
-осуществлять волонтёрскую деятельность.